Караундж: разгадка тайны армянского Стоунхенджа

Караундж: разгадка тайны армянского Стоунхенджа

Туманные и горные долины Южного Кавказа привлекали внимание людей на протяжении тысячи лет, но лишь недавно западные археологи смогли добраться до них. От пещер, в которых исследователи нашли старейший в мире железный полоз и старейшее оборудование для виноделия, до следов урартского города с сотнями сосудов для хранения вина, погребенных в земле, — последние четыре десятилетия свидетельствовали о необычайном интересе со стороны ученых и туристов к самой маленькой республике бывшего Советского Союза. Однако нет ничего привлекательнее археологического объекта площадью 4,5 гектара, название которого так же спорно, как и его таинственное происхождение.

Съемка Караунджа с вертолета

Зорац Карер, более известный как Караундж, — место, расположенное в самой южной провинции Армении, которое было населено древнейшими цивилизациями в течение тысячелетий. Комплекс состоит из доисторического мавзолея и расположенных поблизости более двухсот крупных каменных монолитов, восемьдесят из которых имеют отличительные, хорошо отполированные отверстия на краю. В последние годы, к удивлению местных ученых, монолиты стали привлекать внимание международного сообщества после того, как появилось исследование, сравнивающее Зорац Карер и знаменитый Стоунхендж. Многие туристические компании стали называть Зорац Карер армянским Стоунхенджем, и тогда начались жаркие дискуссии между научным сообществом и простыми обывателями.

Караундж

Первый научный рассказ, написанный этнографом Степаном Лисицианом, о Зорац Карер появился в 1935 г. Он утверждал, что когда-то комплекс служил местом для содержания животных. Позднее, в 1950-х гг., Марус Асратян обнаружила каменные саркофаги 11-9 вв. до нашей эры. Но первым исследованием, которое привлекло международное внимание к комплексу, было исследование советского археолога Оника Хнкикяна, который в 1984 г. высказал мнение о том, что 223 мегалитических камней, возможно, использовались не для животноводства, а для наблюдения за звездами. Он считал, что отверстия на камнях диаметром в два дюйма и длиной до двадцати дюймов, возможно, использовались в качестве телескопов.

Изображение Караунджа на закате, исследовательницей Эльмой Парсамян в 1984 году

Заинтригованная астрономическими ассоциациями, астрофизик Эльма Парсамян из Бюраканской астрофизической обсерватории произвела следующую серию исследований. Она и ее коллеги изучали положение отверстий в соответствии с астрономическим календарем и установили, что некоторые из них выровнены в соответствии с восходом и закатом в день летнего солнцестояния. Именно она предложила название «Караундж», от названия деревни на расстоянии в 40 км от комплекса. До ее исследований местные жители называли это место «Гошун Даш», что означало «Армия камней» на тюркском языке. Согласно народному мифу камни были установлены в древние времена, чтобы увековечить память солдат, погибших на войне. После 1930-х гг. местные жители перешли на армянскую версию названия – «Зорац Карер». Но название «Караундж», предложенное Парсамян, более интересное, потому что «Кар» означает «камень» и «хундж» — своеобразный суффикс, который не имеет никакого значения в армянском языке, звучит удивительно похоже на британскую «хендж». В последнее время это название стало резко критиковаться со стороны ученых и в научных статьях, а название «Зорац Карер» стало использоваться крайне редко. Спустя несколько лет радиофизик Париж Херуни провел несколько непрофессиональных исследований, продолжающих исследования Парсамян, используя телескопические методы и законы прецессии Земли. Он утверждал, что комплекс относится примерно к 5500 г. до нашей эры, а это означает, что он старше своего британского аналога более чем на 4 тысячи лет. Он решительно выступал за сравнение со Стоунхенджем и даже дошел до того, что сравнил этимологию слов «Стоунхендж» и «Караундж», и утверждал, что название «Стоунхендж» имеет армянское происхождение. Он также переписывался с ведущим ученым, занимающимся изучением Стоунхенджа, Джеральдом Хокинсом, который одобрил его работу. Его заявления приобрели популярность, и другие ученые, которые оспаривали его утверждения, обнаружили, что их трудно опровергнуть.

Рисунок из книги Геруни «Армяне и Старая Армения», где он указывает на эту группу камней как астрономический инструмент.

Как отмечает археоастроном Клайв Рагглс в своей работе “Ancient Astronomy: An Encyclopedia of Cosmologies and Myth”, проблема с названием «армянский Стоунхендж» заключается в том, что исследования, которые идентифицируют Стоунхендж как древнюю обсерваторию, на сегодняшний день в значительной степени опровергнуты. В результате, по его словам, сравнение двух комплексов между собой «менее целесообразно». По словам профессора Павла Аветисяна, археолога Национальной академии наук Армении, нет никакого научного спора о монументе. «У экспертов есть четкое понимание области исследования, а также понимание того, что это многоуровневый [многофункциональный] монумент, который требует долгого изучения», — утверждает Аветисян. В 2000 г. он помог возглавить команду немецких исследователей из Мюнхенского университета, изучающих это место. В своих работах они также критиковали гипотезу о древней обсерватории и писали: «… точное исследование места дает другие результаты. [Зорац Карер], расположенный на скалистом мысу, был главным образом некрополем с середины бронзового века до периода железного века. В этой местности можно найти огромные каменные гробницы тех времен». Команда Аветисяна датировала монумент не старше 2000 г. до н. э., после появления Стоунхенджа, а также предположила, что это место служило убежищем от войны в эллинистический период. «Представление о том, что монумент является древней обсерваторией или что он носит название «Караундж» — элементарное шарлатанство, и ничего больше, — говорит Аветисян, — это не имеет ничего общего с наукой». К сожалению, рассеять мифы о Зорац Карер не так легко, когда на английском языке так мало источников, которые могли бы быть полезны. Ричард Ней, американец, который переехал в Армению в 1992 г., основал Armenian Monuments Awareness Project и создал первый англоязычный ресурс на сайте с 1997 г. Он считает, что Карахундж «находится между двумя различными отраслями науки с противоположными взглядами на то, как вывести факт». «Обе заслуживают доверия, — утверждает он, — и обе они могут быть правдивы, но никогда не признаются в этом». Несмотря на все разногласия, как бы вы не решили назвать это, сам монумент великолепен. Он расположен в той части Армении, которая окружена природной красотой, что делает комплекс еще более привлекательным для многих туристов каждый год. Он стал своего рода объектом современного интереса для молодых горожан и неоязычников из Еревана, которые, как известно, отмечают там солнцестояния. Во многом, Зорац Карер является свидетельством неуловимой природы археологии, и, возможно, это таинственность и останется ее частью. Источник – armeniangc.com.